Карта

Главная / Новости / Новости / Доступное — недоступно

Доступное — недоступно

2910

Сегодня в России 40% населения, или более 20 млн человек, остро нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом ежегодно строителями сдается лишь 0,25 квадратных метра на человека. Но тем не менее нас заверяют с экрана телевизора, что жилья каждый год строится все больше и больше. Очевидно, что такими темпами нацпроект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» будет реализован, как минимум, в следующей эре.

Недавно председатель экспертного совета комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья Иван Грачев не побоялся подытожить работу в этом направлении. По его словам, с начала реализации нацпроекта доступность жилья в России снизилась в полтора раза. «Можно разбираться, почему это произошло, но как факт это нужно зафиксировать», - сказал он.

Вот мы и попытаемся выделить основные причины недоступности жилья для наших сограждан.

Полторы на каждого

Во-первых, квадратный метр стоит в несколько раз больше средней зарплаты, при этом жилье у нас дорожает намного быстрее, чем оплата труда большинства россиян, а субсидии и попытка раскрутить ипотеку в условиях высокой инфляции еще больше ускорили процесс удорожания жилья.

На самом деле, количество свежепостроенных квадратных метров по стране увеличивается, но людей, нуждающихся в жилье, от этого меньше не становится. Отчего это происходит? Да потому что, когда семья топ-менеджера нефтяной компании или завода к пятикомнатной квартире прикупает просторный дом в пригороде и справляет сыну-студенту приличную «двушку» - это тоже достижения нацпроекта, которые учитываются статистикой. Получается: у одного три квартиры, а у другого ни одной, но в среднем по полторы на каждого.

Земли не видно?

Во-вторых, проблемы с землей. Абсурдно, но - в самой большой в мире стране люди расселены лишь на 1,1% ее территории - данные Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). При этом резервов не так много, как кажется: 64% составляет лесной фонд, еще 24% земель отведено под нужды сельского хозяйства, остальное - военная, промышленная недвижимость либо вовсе земля без статуса. Тем не менее, со слов аналитиков, увеличение жилой территории хотя бы в два раза - уже грандиозный прорыв.

Но для того чтобы увеличить жизненное пространство необходимо сначала оформить землю и только затем начинать строить. У нас же, несмотря на то что 99% территории пустует, строить негде. Вот и получается, что на небольшом клочке земли начинают возводить многоэтажные дома, которые после сдачи в эксплуатацию приносят много коммунальных проблем и их жителям и соседям: не хватает напора либо из горячего крана льется лишь вода температуры как парное молоко.

Для того чтобы прекратить наш скученный образ жизни, нужно строить малоэтажное жилье, как это и делается во всех цивилизованных странах. Кстати, о тесноте. Ученые проводили опыт: в две клетки поселили крыс, причем в одной создали им просторные, комфортные условия, а в другой - тесноту, при этом в обеих клетках поставили по две поилки на выбор: разведенный спирт и вода. Так вот, в той клетке, где было «перекрыселение», грызуны предпочли алкоголь, а где просторно и комфортно - воду. Так может быть, именно в тесноте и есть корень зла повсеместного употребления «антидепрессантов» населением России?

Счет не в нашу пользу

В Канаде в одной только провинции Онтарио, где живет почти 10 миллионов человек, строят каждый год по 40 млн кв. м жилья (в расчете на одного жителя это в десять раз больше, чем в России). И выделяют землю под застройку сразу большими участками, по 70-100 га, а не клочками в гектар-полтора, как у нас. Тогда дешевле обходится подвод инженерных сетей. И это сказывается на стоимости квадратного метра. Землю под строительство в Канаде осваивают системно, в соответствии с генеральным планом развития территории, составленным на много лет вперед.

Вообще, у канадцев пазл стоимости готового жилья складывается просто: вот стоимость земли, инженерных сетей, стройматериалов, банковского кредита. Вот зарплата строителей, плюс двадцать процентов рентабельности (больше не получится, потому что конкуренция, понимаешь) - и на выходе цена готового домика с несколькими вариантами отделки. Все вышеперечисленное делает рынок недвижимости Канады самым прозрачным в мире (данные РБК).

В России же стоимость жилья — смесь особого раздела высшей математики и чего-то еще. Потому как царица наук не объяснит, каким образом при зарплатах российских монтажников, бетонщиков, плотников, штукатуров и рабочих цементных заводов, в несколько раз меньших, своих западных коллег, квадратный метр получается дороже, чем в Германии или Канаде.

Наши приоритеты

Дмитрий Медведев, еще не будучи президентом, первый раз объявил, что приоритетом в решении квартирного вопроса, доставшего россиян, будет именно малоэтажное жилье. Предпосылок для этого много: есть земля, рабочие руки, в том числе и огромного количества гастарбайтеров, природные стройматериалы в изобилии (лесные ресурсы страны используются только на четверть). Есть и современные недорогие технологии.

И значит - пора начинать массовое строительство благоустроенных поселков, как за границей. Сегодня, согласно статистике, примерно каждый второй построенный метр жилья - это индивидуальные дома. Но при этом лишь мизерная доля таких новостроек отвечает всем градостроительным нормам. И комфортным жилье с печным отоплением и отсутствием канализации не назовешь. Конечно, элитные поселки со всеми необходимыми наворотами и приятными мелочами тоже весьма активно строятся, но удовольствие это предназначено отнюдь не всем жителям России, как в экономическом отношении, так и географическом.

Сколько стоит

Стоимость квадратного метра малоэтажного жилья должна составлять в среднем 20 тысяч рублей. Такую задачу сформулировал президент Дмитрий Медведев. Но 20 тысяч это более чем в два раза дешевле рыночной стоимости жилья в Тольятти. Кто же будет строить по таким ценам? Ответом на этот вопрос могут стать новые для россиян технологии строительства индивидуального и малоэтажного жилья, а сам процесс производства домов должен стать массовым. Тогда вполне реально не только удешевить возведение малоэтажных кварталов, но и сбить цены на квартиры в многоэтажках. Сборное каркасное домостроение тем и хорошо, что позволяет возводить дома в кратчайшие сроки, на облегченных фундаментах, без применения дорогой техники, а качество жизни при этом на порядок выше, чем в многоквартирных каменных муравейниках. Не случайно при всем консерватизме наших покупателей, традиционно предпочитающих дерево и кирпич, новые технологические линии по производству сборных домов есть уже чуть ли не в каждом втором российском регионе. Но это, как правило, мини-производство, выдающее на- гора лишь десяток-другой коттеджей в месяц. А жилья нужно строить много - сотни миллионов квадратов ежегодно.