Карта

Главная / Новости / Новости / Заложники котлована

Заложники котлована

1992
  Как тольяттинские многодетные семьи пытаются построиться в песчаном карьере.

«Многодетки», как они сами себя называют, так и не начали строить дома на выделенной государством земле. Нет там ни водопровода, ни газа, ни столбов электричества. Семьи, в которых три ребенка и больше, пытаются решить свою проблему всеми доступными способами. Обойдя все возможные инстанции в городе и области, одни отправляют видеопослание к президенту, другие — выкладывают ролики в интернет, в надежде привлечь внимание общественности.

С того момента, как в региональный земельный кодекс были внесены изменения прошло уже два года. Согласно этому документу многодетная семья может получить земельный участок в своем муниципальном округе. Кому-то земельные участки достались в районе Жигулевского моря, а кому-то в Ставропольском районе. Кому повезло больше в такой ситуации, так до конца и не понятно. Если обладатели земли в Ставропольском районе еще как-то могут подъехать к своим пустым участкам, то новоиспеченные землевладельцы в городской черте Тольятти не могут сделать и этого. Хотя, в основной массе, проблемы общие и у тех, и у других. Даже получив участки, тольяттинцы так и не смогли приступить к строительству своего домашнего очага. И не потому, что не хотят. Желания-то как раз хоть отбавляй.




Песчаное озеро


Татьяна Яковчук давно мечтала о собственном доме в любимом микрорайоне Жигулевское море. Она была одной из первых, кто получил там свои законные девять соток. И картинка перед всей семьей рисовалась более чем радостная. Вот тут будет дорога, тут детский сад, а тут озеро... «На моем участке все прекрасно», - говорит она. Прекрасно - для нее означает, что участок относительно ровный. На остальных перепады высоты достигают 12 метров. Землю 106 многодетных семей получили посреди выработанного песчаного карьера, а в центре его — огромный котлован. Даже на дне появились наделы, а первый «сюрприз» ждал многодетных новоселов на этапе электрификации. Провода смогли дотащить только до первых участков. Дальше шла шестиметровая яма.

- Спасибо, что нам выделили землю, но зачем было часть семей «опускать» в котлован? - задается вопросом Татьяна Яковчук. - Пускай было бы не 106 участков. Пусть в два раза меньше. Но, чтобы все по уму. Кому не хватило — получили бы в другом месте. Песок здесь хороший — стройся - не хочу. Проблема в другом. Именно летом - в строительный сезон здесь зыбучие пески, и техника с материалами проехать не может. Машины увязают в песке. Никто не просит у города пешеходных дорожек, асфальта. Постройте центральную дорогу, пусть и грунтовую — нам и такой хватит. Воды здесь тоже нет. Мы не можем взять воду с соседнего массива — не хватит мощности насоса. Бурить за свои деньги? Даже к этому все морально готовы, но опять же — техника не проедет. Место хорошее, но освоить его могут только люди состоятельные.



А будут ли деньги?


Дабы упростить решение задачи, на уровне области был утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на строительство коммунальной инфраструктуры в рамках государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года. Одним из критериев отбора участников для предоставления субсидий является наличие проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы. Надо ли говорить о том, что денег на эти цели в городском бюджете предусмотрены не были. А все попытки получить субсидию из областного бюджета на разработку проекта так и не увенчались успехом. По данным департамента строительства и имущественных отношений, на разработку проектной документации и на строительство коммунальной инфраструктуры северо-восточной части микрорайона потребуется около 14 млн. рублей.

Проблема софинансирования работ существует и в Ставропольском районе. В Ставропольском районе «многодетки» уже получили более 900 участков и по мере их формирования земля продолжает распределяться. Стоимость проекта коммуналки там уже исчисляется десятками миллионов рублей. На следующий год в областную программу «Развитие жилищного строительства» до 2020 года» заложено 835 млн. рублей на строительство инженерной инфраструктуры, но будет ли хоть часть этих денег выделена на неосвоенную территорию Жигулевского моря — пока не известно.

Не так давно, в стенах городской думы, глава департамента градостроительной деятельности Сергей Арзамасцев озвучил информацию о том, что проблемный участок Жигулевского моря является первоочередной площадкой комплексного освоения территории. Еще в сентябре департамент обсуждал все возможные варианты финансирования проектирования и строительство инженерных сетей неосвоенного участка Жигморя. Пока только договорились о том, что решение проблем данной территории будет заложено в инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса на 2016-2018 годы.

Продать нельзя построить

Все чаще появляется информация, что многодетные семьи стали избавляться от выделенных участков. Дескать, многие пришли к заключению, что здесь уже никогда и ничего не построят. Но на поверку их оказалось не так много. Появилось лишь четыре объявления о продаже. Причем некоторые продавцы обещают, что на этой земле скоро будут коммуникации, оплаченные из федерального бюджета. В свою очередь в министерстве строительства Самарской области, чтобы избежать перепродаж земли "многодетками", планируют переработать механизм финансирования строительства коммунальной инфраструктуры и перейти на адресное возмещение затрат. Не придется ли теперь многодетным семьям прокладывать коммуникации за свой счет?

По закону, после получения земли в собственность в течение трех лет нужно начать ее освоение, в противном случае она может отойти в собственность государства. Для собственников земельных наделов на Жигморе истек год. Чтобы как-то разровнять участок под строительство, семья Яковчук вместе с соседями вызвала спецмашину. Техника два дня разгребала песок. При этом один час работы мехлопаты стоит 1500 рублей. У многих семей, где есть три ребенка и больше, денег на поднятие песчаной целины просто нет. В семье Татьяны пятеро детей. Младшая дочь рисует новый дом и часто спрашивает:

- Мама, когда мы переедем? Ты же обещала...