Пока у должников есть право на неприкосновенность единственного жилья. Но Конституционный суд уже несколько лет назад указывал, что этот «иммунитет» нужно ограничить, дабы кредиторы могли получать назад свои деньги, а должник при этом не остался на улице. В начале года проект такого закона вынесли на общественное обсуждение. В Минюсте объясняют: взыскание может быть обращено на жилье, «явно превышающее» по размеру и стоимости потребности семьи должника в жилье. При этом взыскание налагается за долг не менее 5% от стоимости недвижимости. Согласно проекту, решение о взыскании принимается судом в том случае, если у должника нет другого имущества и доходы его несоразмерны обязательствам. Суд устанавливает и сумму выплат должнику на приобретение другого жилья. Чиновники считают, что закон побудит тех, на ком «висит» долг, не доводить до крайности и самим рассчитываться с кредиторами. В частности — самостоятельно продавать свое жилье, приобретать более дешевое, а оставшиеся деньги возвращать взыскателю. Начать «тестировать» закон преложено на неплательщиках алиментов.
Эксперты предупредили о возможных последствиях принятия такого закона. Так, в Общественной палате высказали опасение, что закон ударит в первую очередь по социально незащищенным слоям населения, которые в итоге могут оказаться на улице. Представители банковского сообщества указали на то, что закон не оговаривает, кто именно будет контролировать расход денег, полученных должником на покупку жилья «по средствам». И в связи с этим предложили создание
По словам представителей Общественной палаты, размер долга нельзя привязывать лишь к стоимости недвижимости. Поскольку в малых городах цены на недвижимость гораздо ниже, чем в крупных, порог задолженности, при котором единственное жилье подлежит взысканию, там небольшой. И люди, чья квартира стоит, к примеру, 500 тысяч рублей, предпочтут не связываться с банком, а получать кредиты по расписке на «черном» рынке. Владельцы личных подсобных хозяйств будут и вовсе избегать кредитов. Кроме того, обращая взыскание на единственное жилье, нужно чтобы оно продавалось по реальной, а не по ликвидационной цене.
В Минюсте отметили, что версия проекта — не окончательная и будет доработана. В том числе закон разграничит роскошную и недорогую жилплощадь должника. Предельный размер долга будет плавающим: чем дороже жилье, тем меньше процентный порог долга.
Единственное жилье может пойти на оплату долгов
3082