Мест нет
2835
Ситуация со строительством недвижимости обернулась для города Тольятти юдолью многих печалей. Для простых горожан покупка жилья и даже ипотека в большинстве случаев остаются не самым подъемным делом. Прогнозы о дальнейшем витке подорожания жилья и вовсе не обнадеживают. Продвигаемый центром нацпроект «Доступное жилье» быстро нашел у нас место применения (в частности, строительство в районе Жигулевского моря), но в последний момент центр пожелал двигать проект чисто за счет местных властей. А у местных властей свои невзгоды. Для мэра Уткина именно освоение прилегающих к городу территорий стало основной причиной его принудительной изоляции от общества. Не намного лучше недвижимый вопрос обошелся с нижестоящими чиновниками: два главных архитектора города подряд сменились в результате нешуточных покушений. Зам. мэра Тольятти по строительству и архитектуре Владимир Бондаренко был сокращен по личному указанию губернатора, в глаза которому бросилось вопиющие несоответствие товарища Бондаренко занимаемой должности. В общем, все было бы совсем плохо, если бы строительство домов, домиков и кондоминиумов не продолжало бы приносить огромные деньги. Как строителям, так и тем же чиновникам.
Расширение жизненного пространства
Успели повзрослеть и состариться дети, впервые услышавшие о застройке территорий нового города за Московским проспектом. Дело с застройкой района «Треугольник», что за Южным шоссе Автозаводского района, имеет не столь древние корни, но также развивается не очень стремительно. Главной причиной не начавшихся строек был конфликт между мэрией Тольятти и собственниками указанных земель – СХЗАО "Россия" и ООО «Новая Земля». Эти же организации являются собственниками практически всех земель, предусмотренных в генплане для стратегического развития Тольятти. В конце прошлого года конфликт если не разрешился, то был прерван перемирием. С обоими землевладельцами были заключены соглашения о выделении ими солидных участков земли на жилищное строительство. Как за Московским проспектом, так и в «Треугольнике». Правда, вопрос о том, как и за чей счет на этих территориях будет прокладываться инженерная инфраструктура, остается открытым.
Но городская черта не резиновая и всех амбиций застройщиков вместить не может. Поэтому эту черту, так или иначе, пытаются расширить. Уже сейчас активно возводится не просто коттеджный поселок, а целый малоэтажный микрорайон в поселке Подстепки. В необходимых масштабах проводятся газ, электроэнергия; строится централизованная система канализации. Но, судя по всему, этим оккупация земель Ставропольского района тольяттинцами не ограничится. В ближайшее время в состав Тольятти должны войти поселки городского типа Поволжский и Федоровка, поселок Загородний и село Новоматюшкино. Пока никаких глобальных планов о массовом строительстве там жилья для нужд настоящих и будущих горожан не обнародовалось. Но, надо думать, скоро мы об этом услышим.
Не вширь, так ввысь
Что всегда угнетало многих тольяттинцев, особенно после поездок в крупные города и заграницу – это средненькая этажность домов родного города. Как построенных давно, так и возводимых ныне. Строители упорно продолжают возводить на городских площадках здания, этажей, самое большое, в шестнадцать. Постоянно заявляя при этом о дефиците заделов под новое строительство. Если так, то почему не использовать то, что есть по максимуму и не строить на освободившихся пятачках вместительные небоскребы? Разговоры о том, что дома повышенной высотности нанесут ущерб облику города, несостоятельны до абсурда. Облик Тольятти, увы, если и начинал складываться, то так и не сложился. Яркий пример положительного высотного строительства – Киев, город с уж куда более сложившимся за тысячу с лишним лет обликом. Однако весь левый берег Киева, где исторических объектов не так много, как на правом, весьма плотно застраивается целыми кварталами высоток. Происходит это безо всякого ущерба целостности образа древнерусской столицы.
Подвижники высотного строительства в Тольятти могли бы возликовать уже в этом году. Идея о застройке так называемого14а квартала была окончательно утверждена градостроительным советом еще в 2003 году. В прошлом году в идею были внесены коррективы – вместо 14-17 этажных домов в центре квартала будут строиться 25-этажки. Но все эти идеи и коррективы идут в разрез с генпланом, где так называемый 14а квартал, вплотную примыкающий к лесу, входит в зону рекреационного зонирования. То есть в этих местах тольяттинцы могут сколько угодно гулять, отдыхать, но никак не проживать. Но даже если бы не конфликт с генпланом, 14а квартал – территория, принадлежащая все тому же СХЗАО "Россия". И на застройку своих угодий на опушке леса эта организация «добро» пока не давала.
В любом случае, чем старше и семейней становятся тольяттинцы, тем больше их тянет к обладанию собственной усадьбой или хотя бы коттеджем. Портпоселок, а также «поляна бедных», что на въезде в Центральный район – эти обустроенные уютными частными домами «анклавы» сельской местности давно стали предметом зависти остальных горожан. Поэтому коттеджные поселки в прилегающих к Тольятти селках растут как на дрожжах, а небоскребы пока только остаются на бумаге. От того и желающих вселиться если не в свой дом, то хотя бы в свою квартиру меньше не становится. Больше от этого становятся только цены на жилье.